Изабелле Росселлини 63 года. И она возвращается в рекламный бизнес. Неожиданно, правда? Старшее поколение наверняка помнит магазин с экзотическим названием «Золотая роза», открывшийся в Москве, почти на Красной площади, в конце восьмидесятых — там продавали косметику и парфюмерию Lancome, а Изабелла была лицом бренда. Ну, а младшему поколению она наверняка запомнилась по культовому фильму Дэвида Линча «Синий бархат».
Росселлини пришла в рекламу в 28 лет, подарив огромному количеству женщин надежду — еще не вечер! Она была как « смутный объект желаний», воплощение женской красоты, почти совершенство. В ее лице не было ни порочности, ни изъянов, ни странности, так свойственных моделям сегодняшнего дня. Почти 14 лет Изабелла была лицом компании Lancome — рекламировала декоративную косметику и уходовые средства. Когда ей исполнилось 40 лет, с ней внезапно разорвали контракт – «из-за первых признаков увядания». Актриса вспоминает, что на сорокалетие Lancome прислал ей столько цветов, что она почуяла неладное – «как будто меня уже нет в живых».
Но времена изменились – сегодня L’Oreal привлекает к сотрудничеству Джейн Фонду, Джулианну Мур, Хелен Миррен – актрис в возрасте. Джейн Фонда написала замечательную книгу о жизни после 50 — в ней есть любовь, здоровье, стройная фигура, секс, смех, мудрость. Научные исследования, советы по питанию и фитнесу, личный опыт преодоления. «Когда ты действительно погружаешься внутрь старости, а не ожидаешь ее, глядя со стороны, страх утихает, — пишет Джейн Фонда. — Оказывается, ты все еще остаешься собой — может быть, даже в большей степени, чем прежде».
Изабелла Росселлини придерживается похожего взгляда на старение:
«Возраст — это не позор, который нужно скрывать, а преимущество, ну или, по крайней мере, естественный ход развития событий. Почему я должна быть благодарна, когда мне говорят, что я выгляжу моложе своих лет? Я хочу выглядеть на свой возраст».
Она устала быть объектом желания мужчин и хочет теперь играть по своим правилам — женщина в 60+ уж точно заслужила это право. И да, она счастлива, что возвращается в семью Lancome, и никаких обид и тяжелых воспоминаний!
В своей книге «Краски. История макияжа» Лиза Элдридж, стилист и знаменитый видеоблогер, а теперь еще и креативный директор Lancome, которая приложила руку к возвращению Изабеллы, посвятила целую главу тому, какой была реклама вплоть до 60-х годов. Уму непостижимо — тон рекламы откровенно оскорбляющий, задевающий за живое, пренебрежительный. Например, реклама Palmolive 1921 года: «А ваш муж женился бы на вас снова?» На картинке изображена великолепная, печальная женщина при полном параде, со скорбным виноватым выражением лица («Я недостаточно хороша») и мужчина — высокомерный, самодовольный, оценивающий («Остаться или найти другую?»).
Другой пример — косметические средства Елены Рубинштейн:
«Не все представительницы женского пола могут тягаться красотой с Еленой Троянской, но с надлежащим уходом любая — если только она не решительно обезображена, имеет полное право рассчитывать на чистую кожу и значительное улучшение вида зубов и рук».
«Красоты лица, возможно, достаточно, чтобы завоевать мужчину, но чтобы удержать его в наш век конкуренции требуется гораздо больше». И все в таком духе.
Честно говоря, если бы не вторая волна феминизма в семидесятых годах – неизвестно, что бы с нами, женщинами, было. А знаете ли вы, что в 1912 году, когда проходил марш за право голосования женщин наравне с мужчинами в Нью-Йорке, участницы в знак протеста все как одна вышли в алой помаде – вот это было зрелище! Браво!
Несколько лет назад в Москву приезжал французский писатель Бегбедер. В одном из интервью он признался, что чувствует себя счастливым, потому что родился мужчиной и может себе позволить быть толстым, некрасивым и иметь морщины. А женщина в современном мире не имеет права на естественные биологические процессы – взросление и старение.
Бегбедер уверен, что во всем виноваты сами женщины — в том числе главреды глянцевых журналов. Это они помещают на обложки 16-18 летних красоток, списывая в тираж тридцатилетних. Это они навязывают нашему сознанию идеал в образе субтильных, андрогенных существ с затуманенным анорексичным взором.
Кажется, что с момента его приезда мало что изменилось. И все-таки нет — пусть медленно, но ситуация меняется. Наглядный пример – реклама. Да, нас раздражает мужской шовинизм, сексизм, красотки с юными лицами, рекламирующие кремы для возрастной кожи. Но давайте будем объективны — нам с вами говорят «Вы этого достойны!» — слоган компании L’Oreal или «Все в восторге от тебя!» — слоган Meybelline.